Республика Беларусь, Минская область,
Пуховичский район,
аг. Блужа +375171343859
В центре деревни в память о 273 земляков погибших в годы Великой Отечественной войны в 1969 году поставлен памятник - скульптура воина и стела с именами погибших земляков.
Рядом стоит мемориальный камень в память погибших евреев из местечка Пуховичи.
Западнее деревни Талька за речкой Таль в лесном массиве находится место расстрела жителей деревни Талька. До войны Талька была местечком. Значимую часть населения Тальки составляли евреи. 20 сентября 1941 года всех тальковских евреев фашисты согнали в гетто – летний пионерский лагерь, что находился за рекой Таль. Всех мужчин увели подальше в лес и заставили рыть яму. 22 сентября 1941 года всех евреев из гетто расстреляли. Всего в тот день погибло 280 человек. В 1950 году на этом месте был установлен обелиск, но до наших дней он не сохранился. Сейчас на месте расстрела жителей Тальки стоят 4 памятника, их приблизительно в 1970-х – 80-х годах, установили родственники погибших.
В деревне Талька на железнодорожной станции рядом со зданием вокзала находится братская могила, где похоронены 10 воинов и 7 партизан, погибших в июне-июле 1944 года в боях за освобождение населённого пункта. Среди похороненных – партизан, гражданин Чехословакии Вильям Гамула.
В 1961 году на могиле установлен памятник – скульптура воина и камень с мемориальной доской. На доске имена всех погибших защитников родины.
Список объектов, включённых в маршрут:
На сельском кладбище в деревне Берлеж, также как и в Блуже, находятся 2 могилы неизвестных солдат. Нет точных данных о том, кем были эти солдаты. На учёте в государственных органах эти захоронения не числятся. Возможно здесь похоронены красноармейцы, выходившие из окружения в 1941 году, а может быть партизаны. Позже, уже после войны, кем-то из жителей на могиле была установлена стела с красной звездой
На сельском кладбище в агрогородке Блужа находятся 6 могил неизвестных солдат. Нет точных данных о том, кем были эти солдаты. На учёте в государственных органах эти захоронения не числятся. Информация об этих могилах передается жителями из уст в уста. По предположениям, здесь похоронены красноармейцы, выходившие из окружения в 1941 году. Люди помнят, что некоторые были ранены, их укрывали местные жители, а когда солдаты умирали их, тайком от немцев, хоронили на местном кладбище. Еще есть версия, что там покоятся пленные советские солдаты. По железной дороге на Запад шли эшелоны с пленными. Тех, что умирали за время пути, выбрасывали из вагонов, а местные жители их хоронили. Позже, уже после войны, кем-то из жителей на могиле была установлена стела с красной звездой. А на второй могиле местной жительницей Колбаско Валентиной Иосифовной был установлен металлический крест. Она вспоминает, что одного раненого красноармейца у себя в сарае укрывали её родители, но он умер. Видимо в этой могиле его и похоронили.
На против здания Блужского сельского исполнительноко комитета дабы почтить память 223 земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны, в 1968 году установлен памятник – скульптура пожилого человека в скорби и 4 стелы с именами погибших жителей Блужского сельского совета. Рядом со скульптурой установлена гранитная плита с цитатой из стихотворения Роберта Рождественского «Реквием»: Вспомним всех поименно, горем вспомним своим... Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!
В центре агрогородка находится знаковое для всех жителей Блужи место – братская могила советских воинов и партизан, которые погибли в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. В могиле похоронено 50 человек: 45 воинов и 5 партизан. Известны имена лишь 12 человек. Все имена высечены на гранитной стеле, которая была установлена на могиле в 1975 году.Рядом с братской могилой находится могила Героя Советского Союза Николая Петровича Чепика. Николай Чепик героически погиб 29 февраля 1980 года выполняя свой интернациональный долг в Афганистане. В 1981 году на могиле героя установлена стела с бронзовым бюстом Николая Чепи
ка. По замыслу художника на бюсте Николай изображён в полевой военной форме, смотрит вдаль, как будто видит там счастливое будущее своей Родины.
Музей Н. Чепика
Инициатором создания музея выступил учитель истории Блужской школы, классный руководитель Николая Чепика Титенко Анна Антоновна. Изначально музей создавался как школьный, позже был передан в подчинение ГУ «Пуховичский районный краеведческий музей».
Экспозиция музея рассказывает о жизни и подвиге выпускника Блужской школы, Героя Советского Союза Николая Петровича Чепика. В музее собраны личные вещи, копии документов, фотографии.
Создать сайт бесплатно |
Существует три версии происхождения названия Блужа: научная, легенда и просто байка.
Версия научная: Согласно белорусскому географу Жучкевичу Вадиму Андреевичу название Блужа могло пойти от двух белорусских слов: «блуша» - тяжело проходимое моховое болото и «блужа» - низинная и высотная часть, непосредственно прилегающая к моховому болоту. Эти определения он приводит в своём «Кратком топографическом словаре». Версию подтверждает тот факт, что Блужа раньше действительно была окружена болотами. Часть их осушили во время мелиорации. Теперь эти земли используют в сельском хозяйстве.
Легенда: среди старожилов бродит такая легенда «Давным-давно двое братьев-подростков, один из которых был слепым, собирали милостыню и заблудились в лесу. Они вышли к небольшой речке. Слепой сказал:
- Отдохнём… Тут должна быть крыница.
- Откуда ты знаешь? – спросил второй брат.
- Я слышу… Иди в ту сторону.
На склоне к болотистому берегу струилась вода. Они утолили жажду, умылись. Слепой, как мог, протёр глаза.
- Господи, я хочу не только слышать, но и видеть, - обратился он к Богу и осенил себя крестным знаменем.
Братья вернулись домой. Через некоторое время к слепому вернулось зрение. Тогда братья снова пошли собирать милостыню, чтобы построить рядом с крыницей часовню. Узнав о чуде многие люди пошли к крынице. Прежде чем дойти до неё, им приходилось долго блуждать среди болот. Некоторые стали строить временное жильё рядом с крыницей и отдавали свою судьбу на волю Бога. Когда у них спрашивали «Кто вы?», те отвечали: «Блужане», или «Мы с Блужжа».
Эту легенду косвенно подтверждает тот факт, что рядом с Блужей протекает небольшая речушка Синявка, на берегах которой раньше действительно были крыницы. И Блужская Успенска церковь была построена именно на берегу Синявки.
Третья версия, совсем и не версия, а просто байка. Говорят, что когда белорусские земли вошли в состав Российской империи, один из московских землемеров распределял тут землю. А поскольку тут было много болот, то на своей карте он в одном месте написал «М.лужа», что означало «Малая лужа», а на втором «Б.лужа», что в свою очередь означало «Большая лужа». Со временем точка из названия пропала и осталось просто «Блужа».
Какой из этих версий верить, а какой нет, каждый выбирает для себя сам.
Всебелорусская молодежная экспедиция "Маршрутами памяти. Маршрутами единства" https://disk.yandex.ru/d/hO29GBad8oD9hQ
Научно-исследовательская работа Н.П. Чепик https://cloud.mail.ru/stock/bGihWuVkwS5apBHe3fqUEc4m
Блужа и её окрестности https://cloud.mail.ru/stock/7kEdUD937sf3UVX7LHtTftfj
Вялікая Айчынная вайна https://disk.yandex.ru/i/sEFuTIjOhoOqfQ
В судьбе каждого человека есть своя школа https://wines.by/news/wine/V_sudbe_kazhdogo_cheloveka_est_svoya_SHKOLA/